Пн-вс: 09:00—18:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vkontakte email

Какие методы исследования применяются в психологии?

Главные принципы

Методология в психологии — наука об инструментах получения новых данных, которые могут применяться только при соблюдении ряда требований:

  1. Надежность — тесты должны обеспечивать надежные результаты. Качественные методы позволяют получить один и то же результат после многократного проведения теста.
  2. Валидность — тест должен быть адекватным.
  3. Объективность — метод должен объединять внутренние и внешние проявления психики.

Принципы проведения исследований:

  1. Основной принцип изучения психических явлений — детерминизм, который выдвинул Рубинштейн. Психическое явление возникает в результате воздействия внешних факторов. Внешние проявления сталкиваются с внутренними установками человека, в результате чего изменяются, проявляются по-другому.
  2. Психика начинает формироваться, развиваться только во время человеческой деятельности.
  3. Для получения достоверной информации необходимо изучить психические феномены, которые участвуют в развитии человека.

При изучении применяется системно-структурный подход. Субъект нужно исследовать не как набор отдельных характеристик, а как целостное образование.

Общее понятие о методологии

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение) – это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического познания действительности. Другими словами, это путь познания, способ, посредством которого познается предмет науки. Учение о методе составляет особую область знания – методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности. Другими словами, методология — это система основных понятий и принципов, лежащих в основе науки и исследования.

Классификация

С развитием науки появлялись новые способы исследований. Это потребовало создания классификации методик. Первое развернутое, многоплановое разделение ввел Ананьев Б.Г. Он выделил методики в отдельные группы, последовательность которых соответствует этапам проведения исследований:

  • организационные;
  • эмпирические;
  • коррекционные;
  • способы обработки, анализа полученных данных.

Каждая из групп включает несколько отдельных методов, которые тесно связаны между друг другом. Получаемая информация складывается в единую картину. Данные анализируются, полученные результаты становятся основой для создания новых теорий, учений.

Организационные

Группа организационных методов включает ряд практических способов исследования:

  1. Метод поперечных срезов. Набирается группа добровольцев, которые сравниваются по отдельным показателям.
  2. Сравнительно-генетический метод. Сравниваются психологические показатели разных видовых групп.
  3. Комплексная методология. Собираются ученые, представляющие разные науки. Они изучают субъект, чтобы получить интересующую информацию.
  4. Лонгитюдный метод — над одним испытуемым длительное время проводятся эксперименты.

Эмпирические

Группа эмпирических методов включает несколько практических техник:

  • самонаблюдение, наблюдение;
  • эксперименты — формирующие, естественные, лабораторные;
  • психодиагностические — к ним относятся тесты, беседы, опросы, интервью, анкетирование;
  • биографические;
  • анализ результатов деятельности.

Наблюдение — самый старый способ получения информации о других людях. Чаще эта методика получения данных проводится без вмешательства в жизнь наблюдаемого. Виды наблюдения:

  • лабораторное;
  • полевое;
  • включенное;
  • опосредованное;
  • невключенное;
  • непосредственное;
  • косвенное;
  • прямое;
  • выборочное;
  • сплошное;
  • несистематическое;
  • систематическое.

Факторы, которые нужно учитывать при наблюдении за субъектом:

  1. Эмоциональное состояние наблюдателя. Если он испытывает какие-либо чувства, эмоции, данные будут искажаться.
  2. Наличие связи между наблюдателем и объектом.
  3. Физическое состояние наблюдателя.

Правила наблюдения:

  • фиксация информации выполняется с помощью видеокамеры, фотоаппарата или ручки с блокнотом;
  • наблюдатель не должен влиять на процесс исследования;
  • нужно регистрировать только информацию, входящую в рамки проводимого наблюдения. Наблюдать может разговаривать с наблюдаемым, если он не знает о наблюдении.

Самонаблюдение — способ наблюдения за собственными эмоциями, изменением состояния. Этот метод позволяет фиксировать возникающие реакции, но не объясняет причины их появления. Из-за этого он не может считаться самостоятельным в рамках познания проявлений психики.

Чтобы самонаблюдение было результативным, нужно выполнять определенные действия:

  • записывать все данные в дневник или тетрадь;
  • интересоваться у окружающих о своем поведении, чтобы сопоставлять полученные данные с собственными наблюдениями;
  • повысить собственную самооценку, чтобы записи не были слишком драматичными;
  • регулярно посещать психологические тренинги, которые направлены на личностное развитие.

Психологический эксперимент — практическая методика получения интересующей информации.

Для этого исследователи вмешиваются в жизнь испытуемого, могут воздействовать на него различными способами.

Виды экспериментов:

  1. Естественный — условия вокруг испытуемого не изменяются. Исследователи могут не сообщать о проводимом эксперименте, чтобы получить достоверные данные.
  2. Лабораторный — ученые создают определенные условия, чтобы воздействовать на подопытного. При этом используется лабораторное оборудование.
  3. Пилотажный — микро-эксперимент, который проводят перед основным. На основе полученных данных выстраиваются этапы проведения исследования.
  4. Психолого-педагогический — ученые назначают методики, с помощью которых испытуемые начинают учиться новому.

По уровню безопасности эксперименты могут быть скрытыми и явными. Иногда испытуемому рассказывают про исследование, но не называют причины его проведения.

Психодиагностические техники — тесты, беседы, анкеты, интервью. Виды тестов:

  • на профориентацию — проводятся для выявления способностей субъекта;
  • личности — применяются для изучения эмоций, характера, способностей;
  • вербальные — изучение умений человека;
  • интеллекта — проводятся для изучения развития интеллекта;
  • достижений — оценка уровня знаний, навыков.

Биографический метод — способ, с помощью которого психолог проектирует жизненный путь субъекта. При этом личность изучается зависимо от индивидуального развития, истории. Основные данные получают на основе автобиографических методик.

Анализ продуктов деятельности — один из способов изучения личности. Чтобы провести анализ, получить результаты, собирается информация о жизни человека.

Эти практики относятся к методам исследования возрастной психологии.

Коррекционные

Чтобы помочь человеку справиться с психологическими отклонениями, наладить нормальную жизнь, применяют различные методы психокоррекции:

  1. Аутотренинг — такие тренировки разработал немецкий психотерапевт Шульц. Их задача заключается в том, чтобы увеличить нагрузки на нервную систему. Такие тренировки применяют при подготовке спортсменов перед серьезными соревнованиями.
  2. Групповой тренинг — такие тренинги предназначены для обучения знаниям, помогающим в общении с социумом.
  3. Способы психотерапевтического воздействия. К ним относится индивидуальная, групповая психотерапия. Ученый интерпретирует связь между состоянием субъекта, его жизненной ситуацией, чтобы подобрать курс реабилитации.
  4. Внушение — подопытному внушают информацию, позволяющую изменить состояние психики. Внушение помогает справиться с внутренними психологическими проблемами, которые мешают индивиду развиваться дальше.

Способы обработки данных

Полученная информация должна пройти анализ, чтобы ученые смогли сделать вывод. Методы обработки данных:

  • количественный или статистический;
  • качественный.

Обработка информации производится сразу после исследования. Полученные результаты вносятся в документы, которые становятся теоретической базой для новых экспериментов.

Методы психологических исследований

Метод представляет собой способ рассуждения, который состоит из определенных нормативов. В соответствии с ними происходит соотнесение эмпирических фактов и теоретических объяснений.

Метод относительно свободен от процедурных аспектов отбора эмпирических фактов, поскольку не ограничивается определенной предметной областью психологической науки. Он дает возможность определить способы исследовательского отношения к исследуемой реальности. В этом случае методику необходимо рассматривать в качестве процедуры или «техники» сбора данных, которые включаются в различные структуры исследований.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Методология и методы психологического исследования 440 ₽ Реферат Методология и методы психологического исследования 240 ₽ Контрольная работа Методология и методы психологического исследования 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Психологи разграничивают структуру общей методики и описание специальной методики. Специальные методики предназначены для включения в разные исследовательские схемы. Например, такой показатель, как кожно-гальваническая реакция (КГР), использовали в науке в условиях, которые существенно отличались друг от друга (идентификация разных видов напряженности, включая операциональную и эмоциональную).

Для отбора переменных при реализации экспериментального метода психологи пользуются разными методиками, включая психологические. Так, наблюдение и измерение переменных могут выступать в качестве условий реализации экспериментального метода. Это предусмотрено для случаев, когда имеется в виду методика как способ получения психологических показателей.

Аналогичен статус методик для выделения переменных, когда они используются как психодиагностические средства при реализации экспериментального метода. Тем не менее, психодиагностика в качестве метода построения психологического исследования с другими целями, чем проверка причинных гипотез, имеет в основе другие нормативы, чем эксперимент.

Преимущества и недостатки

Преимущества наблюдения:

  • можно узнать много сведений, не вступая в контакт с наблюдаемым, — поступки, привычки, общение с окружающими, выполняемые действия;
  • сохранение естественных условий;
  • наблюдателю доступны средства для фиксации данных;
  • не нужно посвящать человека в проводимое исследование, рассказывать о его целях.

Недостатки:

  • требуется много времени, средств;
  • результат будет зависеть от физического, морального состояния наблюдателя, наличия связей между ним и наблюдаемым;
  • отсутствие контроля над ситуацией.

Преимущества эксперимента:

  • высокая точность результатов;
  • контроль переменных;
  • наличие возможности проведения дополнительные исследования.

Недостатки:

  • условия, создаваемые при эксперименте, не соответствуют реальности;
  • испытуемый может нарочно препятствовать проведению исследования, что исказит полученные данные.

Для получения информации о психике, ее проявлениях, изменениях применяют разные методы исследований. Выбор методик зависит от того, что нужно узнать. После выполнения исследований, полученная информация обрабатывается, анализируется.

Методологические принципы в психологии

Методологические принципы в психологии делятся на общенаучные и специальные. Общенаучные методологические принципы действуют на уровне общей методологии научных исследований, специальные — на уровне конкретно-научной методологии.

Существуют следующие основные общенаучные методологические принципы:

  • Принцип детерминизма – причинной обусловленности всех явлений. Каждое изменение того или иного предмета или явления является следствием определенного процесса и результатом воздействия определенных факторов. Согласно этому принципу, все существующее возникает, изменяется и прекращает существование закономерно.
  • Принцип системности – все явления находятся в состоянии непрерывного взаимодействия друг с другом и являются элементами систем. Поэтому каждое явление необходимо рассматривать только в процессе взаимодействия, направленного на достижение целей системы. При исследовании какого-либо явления необходимо, во-первых, оценивать достаточность элементов системы, взятых для анализа и необходимость их для появления нового свойства, во-вторых, необходимо выделение принципа устройства данной системы. Принцип системности возник в ответ на два более ранних метода анализа: механистический и холистский. Механистический подход подразумевал исследование отдельно каждого элемента или его свойств и попытку соединения этих элементов для изучения свойств целого. Холистский подход исследовал свойства целого и распространял их на отдельные элементы.
  • Принцип развития. Развитие – это процесс приобретения объектом принципиально нового свойства как результат реализации отношений. Развитие предполагает преодоление той меры, в границах которой происходит процесс только количественного изменения объекта и предусматривает изменение качества. Развитие связано с эволюцией – усложнением уровня организации объекта. Развитие отличается от формирования (формирование как структурирование системы протекает внутри этапа развития). С принципом развития тесно связан принцип диалектичности.
  • Принцип диалектичности — сформулирован Ф. Энгельсом. Каждый последующий уровень развития объекта возникает на основе предыдущего и преобразовывает его, оставляя за ним определенную роль в регуляции взаимодействия. Любое новое качество объекта – это следствие перестройки его внутренней структуры, которая вызвана требованиями взаимодействия. Перестройка расширяет возможности взаимодействия и изменяет принцип устройства данной системы. Пример: Личность можно рассматривать как физическое тело, биологическое существо и социальное существо. Физическая сущность заключается в потреблении пищи и преобразовании ее в энергию жизнедеятельности. Биологически личность является субъектом психологических отношений; продолжается функционирование первого уровня, преобразованное психическим отражением. Личность как социальное существо является субъектом социально-психологических отношений при продолжении функционирования первых двух уровней в преобразованном виде.

Существуют следующие основные специальные методологические принципы психологии:

  • Принцип психологического детерминизма – сформулирован С.Л. Рубинштейном. Внешнее воздействие преломляется через психику человека и только после этого влияет на его реакции и поведение (преломление внешнего через внутреннее). А внутреннее, в свою очередь, в известной мере определяет те внешние воздействия, которые будут оказывать на него влияние.
  • Принцип единства сознания и деятельности – психика проявляется и формируется в деятельности. Психическое формируется в процессе деятельности и является субъективным выражением объективно протекающих процессов. Формируясь в деятельности, психическое эту деятельность регулирует и придает ей соответствующий характер, направленный на самосохранение и развитие личности.
  • Принцип развития в психологии – психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.

См.также: Методы психологических исследований

Ссылка на основную публикацию
Похожее