Психология поведения человека и ее изучение – это очень сложный, но интересный процесс. Почему с одним человеком приятно и легко общаться, а с другим – тяжело и напряженно? Возникает желание скорее закончить разговор и уйти, несмотря на то, что он хороший знакомый, который всегда обходителен и вежлив.
Мы на интуитивном уровне понимаем, когда человек искренен, а когда лукавит. Именно поэтому и испытываем противоречивые чувства: с одной стороны человек ничего плохого не сделал, а с другой – есть внутреннее ощущение, которое подсказывает, что от него надо держаться подальше.
Описанная ситуация межличностных отношений объясняется в психологии.
Определение понятия
Психология поведения — это сфера знаний, которая объясняет невербальные телодвижения (мимика, жесты, интонации) человека и делает выводы о том, насколько он искренен, правдив, уверен и открыт.
Очень часто такую оценку мы делаем несознательно, когда чувствуем себя некомфортно при общении со знакомым человеком или даже избегаем его. Но на самом деле мы оцениваем его поведенческие проявления, которые и говорят нам о том, что он о нас думает, как относится, несмотря на то, что его слова могут быть доброжелательными или нейтральными.
Есть ряд приемов, позволяющих определить истинные замыслы человека, его эмоции, уровень самооценки. Его движения, мимика и другие особенности выдают его внутренние страхи, установки, комплексы, которые мы улавливаем подсознательно или оцениваем сознательно, если имеем определенные знания и опыт.
Процесс общения мы воспринимаем как общую картину, иногда во время разговора мы не замечаем, во что одет, что он говорит, но обращаем внимание, как он это делает, какие фразы и слова употребляет, как сидит и что держит в руках. Иногда какая-нибудь мелочь привлекает внимание и запоминается надолго: запах, дефект речи, акцент, оговорки, неправильные ударения, неуместный смешок и так далее.
Научной дисциплиной, которая помогает объяснить и расшифровать неосознанные нюансы в поведении людей, которые выдают их истинные намерения, является психология поведения.
1. Что говорят нам жесты и мимика?
Огромную роль в разговоре имеют жесты и мимика. Но, несмотря на простоту расшифровок тех или иных поз и жестов человека, они могут нести совершенно другой смысл.
Например, в психологии лжи есть основные признаки обмана: человек не смотрит в глаза, трогает свой рот, нос, шею. Но собеседник может трогать нос только потому, что он чешется.
Скрещенные ноги или руки – эти жесты в психологии поведения человека трактуется как недоверие, зажатость, замкнутость, но собеседнику может быть просто холодно.
Советы по расшифровке манер и жестов часто могут завести в тупик или поставить человека в неловкое положение. Например, увидев у собеседника открытую позу, уверенный и спокойный голос, приятный искренний взгляд, мы принимаем его за честного человека, а на самом деле у него мошеннические намерения. Или пикаперы, сколько у них обаяния, остроумия, искренности, воспитанности, — и это все для того, чтобы самоутвердиться.
2. Что говорит нам речь и интонация?
Скорость речи, ритм, громкость, интонация сильно влияют на общение и способны рассказать о человеке много дополнительной информации, как считает психология поведения. Наука помогает понять эмоциональное состояние человека:
- Спокойный, рассудительный, уравновешенный человек говорит ритмично, медленно, со средней степенью громкости.
- Импульсивность характера выдает быстрая и оживленная речь.
- Те, кто не уверен в себе или замкнут, говорят тихо, неуверенно.
3. Часто слова не так важны, как интонация.
Но следует понимать, что если человек находится в незнакомой обстановке, он может повести себя не так, как в привычном окружении.
Психология поведения позволит определить скрытые факторы, влияющие на человека на самом деле. Но для того, чтобы их видеть и понимать, необходимо быть «подкованными» знаниями и внимательными к людям.
Индивидуальные особенности поведения человека
Оценить индивидуальность незнакомого человека и сделать правильные выводы о его характере по поступкам сможет далеко не каждый. Наверное, даже профессионалу это не доступно на 100%. Так как несмотря на какую-то общность физиологических характеристик, у всех людей жизненный опыт разный.
Так, внезапная настороженность при разговоре не всегда означает, что причина – в обсуждаемой теме и реакция собеседника сознательна. Это может быть совершенно другой сторонний фактор.
Если опыт каждого индивида уникален и сделать выводы о его картине мира не так просто, то с биологической составляющей все немного проще. Многочисленные исследования позволяют классифицировать людей по различным критериям на группы. Это упрощает задачу оценки.
Темперамент человека
Самая популярная в данной области классификация по темпераментам. Критериями группировки выступают следующие физиологические характеристики человека:
- скорость, сила, темп психических процессов и реакций;
- уровень возбудимости и торможения нервной системы.
Можно выделить три области проявления темперамента:
- Общая активность: определена интенсивностью взаимодействия человека с социальной и природной средой. Варьируется от явной вялости и пассивности до активности и быстроты действий.
- Двигательная и моторная активность: отражает быстроту и резкость движений, темп речи. Ее описывают также через говорливость или молчаливость, подвижность или медлительность.
- Эмоциональность выражается тем, как быстро меняется эмоциональное состояние и уровнем восприимчивости к эмоциональным раздражителям.
В зависимости от комбинации этих характеристик у конкретного человека выделяют 4 типа темперамента:
- Холерик – страстный, быстрый, порывистый, но с неуравновешенными нервными процессами, быстрыми и резкими перепадами настроения.
- Сангвиник – подвижный, с активной мимикой, живой и горячий, с частой сменой настроений, но с уравновешенной нервной системой в отличие от холерика. Продуктивен, если ему нравится работа и жизнерадостен.
- Флегматик – скуп на проявление эмоций и чувств, невозмутим и неспешен, упорный в работе, но спокоен и уравновешен.
- Меланхолик – легко ранимый, постоянно переживает из-за разных событий и не контролирует свои чувства.
На действия индивида также сильное влияние оказывают его характер, мотивы и отношение к людям, что является также результатом воспитания и влияния социума.
Девиантное поведение и психология
Феномен такого поведения настолько сложен и распространен, что для его изучения существует отдельная наука – девиантология, которая возникла на пересечении криминологии, социологии, психологии и психиатрии.
1. Понятие об «отклоняющемся» и социальном поведении в психологии
«Девиация» с латинского языка – «отклонение». В психологии – отклоняющееся поведение от норм, принятых в обществе, называют девиантным или асоциальным. То есть это устойчивое поведение человека, которое причиняет реальный ущерб людям и обществу. Оно вредно как для окружающих, так и для самого девианта.
В психологии девиантного поведения изучаются такие формы отклонений, как суицид, преступление, проституция, наркомания, бродяжничество, фанатизм, алкоголизм, вандализм.
Такое поведение сопряжено со злобой, насилием, агрессией, уничтожением, поэтому обществом условно или законодательно введены меры наказания нарушителя общественных норм, его изолируют, лечат, исправляют или наказывают.
2. Личность девианта, его психология, особенности поведения
Наука не изучает, как и где совершил человек проступок, ее интересуют общие закономерности и характеристика личности.
Причины и источники асоциального поведения:
- Физиологические: генетическая предрасположенность к агрессии; заболевания эндокринной системы; хромосомные отклонения.
- Общественные: несовершенное законодательство; социальное неравенство; пропаганда СМИ асоциального образа жизни; навешивание «ярлыков»; негативные оценки, которые дают родные люди.
- Психологические причины: внутренние конфликты между совестью и желаниями; особый склад характера; отклонения в психике; неблагополучные семейные отношения; слишком консервативное, строгое, жестокое воспитание в детстве.
В характере девиантов часто встречаются такие черты, как конфликтность, негативизм, зависимость, тревожность, агрессивность, враждебность. Они часто обманывают и делают это с удовольствием, любят перекладывать ответственность и вину на других.
Девиантное поведение человека приводит к социальной дезадаптации его, то есть он не приспосабливается к условиям социума и, в итоге, идет против него.
Поведение ребенка не может быть асоциальным, так как самоконтроль у малышей до 5 лет еще не развит и процесс адаптации в обществе только начался.
Самый опасный период в плане возможности развития девиации в возрасте от 12 до 20 лет.
3. Как справиться с проблемой в поведении?
Чаще всего люди с таким поведением попадают к психологу уже в местах лишения свободы, в детских колониях, в центрах лечения зависимостей. Общество занимается профилактикой девиаций в больницах, школах, неблагополучных семьях, через СМИ, но проблема в том, что нет индивидуального подхода, а самостоятельно человек с этим справиться не может. Но он может осознать необходимость изменения своего образа жизни и обратиться за помощью к специалистам.
Особенности человеческого поведения
1. У людей с повышенным уровнем тестостерона возникает чувство наслаждения, когда другие злятся.
2. Неуверенные в себе люди всегда пытаются унизить окружающих.
И это экспериментально доказано – одной группе людей, прошедших текст на развитость логического мышления сообщили, что результаты неудовлетворительны и те активно начали высказывать свои религиозные и национальные предубеждения, причем, будучи полностью уверенными в своей правоте. Иными словами, унижение других повышает самооценку.
3. Тактильные ощущения влияют на поведение.
К примеру, тяжесть ассоциируется с властностью и если работодателю предоставить резюме в тяжелой папке, то уже подсознательно он будет относиться к кандидату серьезно. Также твердость ассоциируется с негибкостью, к примеру, если человек постоянно сидит на жестком стуле, то неохотно участвует в переговорах. Ощущение холода многие связывают с одиночеством, а шероховатость – со сложностью в отношениях и прочее.
4. Люди могут не выполнять обещания и вести себя аморально, если они знают, что не нужно будет объяснять свое поведение.
Но находясь на виду, люди склонны вести себя прилично. Например, в одном из кафе самообслуживания развесели на стенах фотографии человеческих взглядов и практически все люди послушно убирали за собой посуду.
5. Для вранья приходится прикладывать массу ментальных усилий – одновременно говорить ложь и скрывать правду.
Это заставляет людей использовать в речи более короткие предложения. И с задачами на сообразительность такие люди справляются с трудом.
6. Поведение человека всегда влияет на его моральные качества, а не наоборот.
Поскольку при совершении аморальных поступков люди начинают по-другому оценивать, какое поведение допустимо, а какое нет.
7. Окружающие смотрят преимущественно на внешность и люди с миловидными чертами лица считаются более честными, хотя это может быть заблуждением.
Даже профессионалам в большинстве случаев не удается правильно определить, врет или не врет человек с приятной внешностью.
8. Люди склонны считать, что те, кто добился финансового благополучия, более умны и сообразительны.
А те, кто живут в нищете и страданиях – заслужили это. Хотя на самом деле это не так.
9. Люди склонны сравнивать себя с окружающими и преимущественно в финансовом плане.
Не зря существует поговорка – «счастливее тот, у кого денег больше, чем у соседа». Эта фраза частично поясняет, почему некоторые остаются недовольными даже при условии финансового благополучия, поскольку увеличив свой доход человек начинает общаться с другим кругом лиц, более обеспеченных и чтобы сровняться с ними, нужно приложить еще больше усилий.
10. При гневе усиливается желание обладания.
11. Если предстоит принятие сложного решения, большинство людей предпочитают бездействовать, оставив все как есть.
12. Если человек теряет над чем-либо контроль, он может даже поверить в теорию всемирного заговора, поскольку видит не существующие на самом деле закономерности.
13. Если люди быстро принимают решение, то даже при положительном результате может возникнуть чувство сожаления.
Это обусловлено тем, человек ощущает, будто поспешил и времени хорошо все обдумать не оставалось.
14. Не все риски воспринимаются людьми одинаково.
К примеру, мужчина может не бояться дрессировать тигров, но стесняться познакомиться с женщиной.
15. Скучные люди в большинстве своем доброжелательны
И всегда стараются помочь окружающим.
Это интересно: Как страшно жить
Психология зависимого поведения
Зависимостью называют в психологии, как науке о поведении человека, привязанность к кому-либо или чему-либо. Она недопустима с точки зрения моральных или общественных норм, угрожает здоровью и причиняет страдания самому человеку.
Зависимость наносит вред обществу и человеку, она ограничивает его развитие и приводит к всевозможным психическим заболеваниям.
Из-за зависимостей погибает больше людей, чем из-за преступлений и войн вместе взятых. Она проявляется в виде бегства от проблем в иллюзорно-идеальный мир. Постепенно человек перестает контролировать свое поведение, эмоции, мысли. Все его существование сводится к объекту зависимости, что постепенно полностью разрушает его как личность.
В последнее время распространение употребления наркотиков и алкоголя среди молодежи приобретает характер национального бедствия. Поэтому к этой проблеме привлечено внимание психологов, психиатров, социологов, наркологов, юристов.
Зависимое поведение еще называют аддиктивным — это разновидность девиантного поведения, то есть это стремление уйти от реальности с помощью изменения своего психического сознания. Психология поведения рассматривает это как деструктивное отношение к себе и обществу.
Аддиктивное поведение — это алкоголизм, наркотическая зависимость, курение, гиперсексуальность, азартные игры, компьютерная зависимость, пристрастие к обильной еде, шопинг.
Зависимость имеет различную степень выраженности: от нормального состояния до тяжелой формы.
Почему у некоторых людей формируется эта сильная и непреодолимая привязанность, чем объясняется импульсивность и ненасыщаемость влечения? Ответы на эти вопросы имеют огромное значение для общества и для каждого отдельного человека.
Поведение человека в опасной ситуации
То как человек поступает, очень сильно обусловлено обстоятельствами определенной ситуации. Если индивид находится в привычной обстановке, то в его действиях будут преобладать сознательные стимулы. В то время как опасность и чрезвычайные обстоятельства пробуждают первобытные инстинкты и реакции.
Люди в такие моменты часто мало способны сознательно контролировать свои действия.
Нарушения психической деятельности и поведение людей, оказавшихся в зоне чрезвычайного события (ЧС) обусловлены двумя группами факторов:
- Факторы прямой угрозы физическому здоровью и жизни: взрывы, обрушение зданий, радиоактивное загрязнение, пожары и другие последствия катастроф и стихийных бедствий. Комбинация физических повреждений, болевого шока и страха провоцируют нарушения психики.
- Условия нехватки информации: незнание масштабов катастрофы и отсутствие сообщений о судьбе родных и близких. Здесь нарушения психического состояние не связаны с физиологическими повреждениями, но могут их обуславливать.
В зависимости от стадии чрезвычайной ситуации у человека могут наблюдаться нарушения поведения разного характера.
Нарушения по стадиям ЧС
В первые 5 часов стихийного бедствия, люди в результате полученного стресса могут сначала испытывать страх, панику, растерянность, оцепенения разной степени, непонимание смысла происходящего. У человека отключаются сознание, моральные нормы и ограничения, им руководят инстинкты: в первую очередь самосохранения.
Характерными проявлениями стресса являются нарушения:
- Речи. Увеличение темпа, силы и звонкости, присутствуют запинки наблюдается при нормальном типе реакции страха, а отрывочность, бессмысленность фраз или полное отсутствие речи – при сложном.
- Памяти. Пострадавший как бы неосознанно защищается от всего ужаса ситуации и потом едва может вспомнить, что и как происходило;
- Восприятие времени: считанные минуты кажутся вечностью;
- Двигательные. При простой реакции страха движения сконцентрированы, силы мобилизуются по максимуму, а при патологических сложных реакциях – от панического бегства до полного оцепенения.
Характерно также сужение сознания и самоустранение от ужасной реальности, присутствует избирательность поведения и нарушения способности самостоятельно рационально принимать решения.
На стадии проведения спасательных работ люди часто уже испытывают усталость и повышенную утомляемость, переходящие в депрессию. Здесь часто присутствуют психозы и неврозы.
У пострадавших можно наблюдать следующие психозы:
- Острые шоковые: оцепенение или бегство, спутанность речи и сознания.
- Реактивные подострые:
- психогенная депрессия – состояние подавленности переходит в депрессию;
- истерическая депрессия – истерика сменяется депрессивным синдромом;
- параноидальный психоз – тревожность, беспокойство, бред;
- параноидогалюцинативный синдром – тревога и беспокойство усиливаются галлюцинациями;
- синдром пуэрилизма – стресс проявляется в форме обострения детскости поведения.
В период после эвакуации в поведении людей возникают следующие нарушения:
- симптомы избегания – желание отстраниться мысленно и физически от воспоминаний о произошедшем стихийном или другом бедствии, включая избегание людей, мест, разговоров и деятельности связанной с этим;
- психологический дискомфорт от атакующего потока воспоминаний, эмоций и образов, связанных с чрезвычайной ситуацией;
- заторможенность эмоций и нежелание заниматься любимыми видами деятельности;
- чувство отчужденности от людей или наоборот зависимости;
- повышение бессознательных рефлексов: сверх бдительность, готовность обороняться (усиление реакции «Бей и беги»)
- нарушение сна, раздражительность, вспышки гнева;
- нарушение памяти и подавленность.
При общении с такими людьми следует учитывать, что эти отклонения будут отражаться на поведении. Но это нормальная реакция нормальных людей. Поэтому по возможности не нужно относиться к ним как к больным. и нужно проявлять максимум понимания, чтобы вернуть пострадавших в социум.
Психология жестов и выражения лица
Психология поведения, жестов и мимики – это ключ к тайнам человека, которые он хочет скрыть. Человек в результате эволюции научился передавать мысли и чувства при помощи слов. Но вместе с этим умением он овладел искусством прятать свои истинные замыслы и намерения, устремления. Нужно уметь «читать» своего собеседника по его телодвижениям. Только таким образом можно понять, что у него на уме и чего от него можно ожидать.
Американский психолог Мейерабиан Альберт считает, что при общении мы передаем 7% объема информации вербально, 38 % — интонацией и тоном голоса, 55 % — невербальными сигналами.
Главное правило психологии жестов и мимики говорит, что нет в мире человека, который полностью может управлять телодвижениями в процессе разговора, даже если он хочет намеренно ввести собеседника в заблуждение.
Человек на подсознательном уровне практически одинаково реагирует на определенные ситуации. Непроизвольные мимика и жесты незнакомого человека позволяют услышать и увидеть скрытое за ширмой слов.
Наиболее важные невербальные сигналы:
- Защита. В опасных или дискомфортных ситуациях, когда есть желание отгородиться от собеседника – люди отклоняются назад, закрываются книгой, папкой или другим предметом, закидывают ногу на ногу, скрещивают руки на груди, сжимают кулаки. Глаза их следят неотрывно за тем, от кого они ждут подвоха. Таким поведением выдается настороженность и напряжение, а так же не готовность к конструктивному диалогу.
- Открытость. Тело наклонено к собеседнику, открытые ладони, благодушная улыбка – эти сигналы говорят о предрасположенности к общению.
- Заинтересованность. Отсутствие жестов, блеск в глазах говорят об увлеченности, человек весь во внимании, он наклонен вперед и старается не двигаться, чтобы не упустить ни слова.
- Скука. Потухший взгляд, ритмичное покачивание ногой, что-то теребит в руках, рисует, зевает. На языке жестов в психологии общения это значит, что у слушающего нет интереса к теме беседы.
- Скептичность. Человек соглашается с собеседником, но дает понять, что не доверяет ему такими жестами, как потирание шеи, почесывание уха, щеки, лба, ухмылка, подпирание подбородка ладонью.
Психология по поведению человека учит нас понимать премудрости невербальной символики и верному взаимопониманию друг друга.
Проверка на прочность
Человек может носить идеальную маску на работе, дома, с друзьями. И настоящим быть только наедине с самим собой. Но есть ситуации, когда сквозь эту маску проглядывают истинные черты характера. Например, стресс. В экстремальных условиях человеку сложно выдерживать образ, поскольку все его силы, ресурсы организма, а также мыслительные процессы направлены на разрешение ситуации. Необязательно кататься с ним на американских горках, чтобы понять, каков человек на самом деле. Любая неожиданная ситуация покажет, как он справляется с гневом — потому сложнее сдерживать эмоции, и о чем он лжет — потому что нет времени придумывать легенду и собирать предыдущую полуправду в единый сюжет. Задайте неожиданный вопрос, понаблюдайте, как человек ведет себя под давлением или в условиях ограниченного времени.
Существует еще несколько маркеров, которые могут показать неприятные стороны человека. Например, как он общается с тем, кто младше, слабее его и не обладает над ним властью. Есть распространенный совет — понаблюдать, как человек обращается к официантам. А еще нас выдает язык — тела и не только. У каждого психотипа есть характерные фразы, за которыми они скрывают ложь и манипуляции. Язык тела же обычно подтверждает догадки: взгляд, поза, положение рук и ног. На первый взгляд кажется сложным проанализировать такой большой объем информации и не превратиться из собеседника в дотошного следователя. Но изучив основы профайлинга, вы сможете делать это незаметно и автоматически.
Что может рассказать о человеке невербальная речь
Большинство людей недооценивают роль мимики и жестов в общении. Но именно с помощью невербальных сигналов создается первое впечатление о человеке. И оно же запоминается надолго. Жесты помогают или отвлекают слушателей от разговора, даже отсутствие их несет информацию о говорящем человеке.
Итак, что значат те или иные жесты:
- вялое рукопожатие говорит о застенчивости и неуверенности человека, и наоборот сильное — о желании навязать свое мнение;
- если поправляет прическу женщина, это значит, она прихорашивается;
- если человек жестикулирует только одной рукой — это говорит о его неестественности;
- прикосновение ко лбу, рту, носу расценивается как обман;
- скрещивание рук, говорит о скептичности собеседника и недоверии к тому, кто говорит;
- сутулость, сгорбленность говорят о низкой самооценке человека и неуверенности.
Необходимо развивать в себе наблюдательность, она помогает собрать дополнительную информацию о людях, с которыми приходится общаться.
Главное в психологии по поведению человека – умение слушать и видеть. Ведь огромное значение имеет звучание голоса и его интонация, жесты и мимика собеседника.
Вербальное и невербальное общение
Коммуникация состоит из двух частей: вербальной и невербальной. Вербальное общение подразумевает использование осмысленной речи – одной из основных функций, отличающих человека от животных.
Выделяют три основные формы вербального общения:
- устное речевое взаимодействие (монолог, диалог, полилог);
- общение в письменном виде;
- внутренняя речь (голос, сопровождающий человека на протяжении жизни и помогающий формировать мысли).
Невербальная коммуникация в психологии – это система знаков, используемых в процессе общения помимо слов. Большинство этих знаков собеседники используют бессознательно, именно поэтому невербальные сигналы могут стать отличным показателем истинных намерений человека.
В свою очередь, невербальное общение включает в себя ряд признаков:
- жесты;
- позы, положение тела в пространстве;
- мимика;
- визуальный контакт;
- восприятие голоса (тембр, тональность, паузы в речи, характерные особенности произношения);
- запахи;
- тактильный контакт.
Обладая навыками «чтения» жестов собеседника, вы сможете лучше понять его, раскрыть истинные мотивы и цели общения. Для того, чтобы научиться этому, нужно постоянно наблюдать за людьми во время разговора.
Кроме того, значительную часть навыков можно приобрести в процессе самопознания: обращайте внимание на то, что вы чувствуете при деловых и личных контактах и какие позы при этом стремитесь занять. Это поможет не только лучше узнать других, но и научиться лучше контролировать себя.
О чем нам говорит поведение мужчины
Психология сильной половины человечества всегда связана с выполнением определенных действий: завоевать, раздобыть, победить. Поэтому и в их играх с детских лет присутствует всегда дух соревнования по выносливости, твердости характера, силы.
Все их действия направлены на конечный результат. Самооценка их с детского возраста опирается на способностях и достижениях.
Слова и поступки мужчин и женщин различны. Поэтому в разговоре с ними нужно обращать внимание на общую манеру поведения. Если в ходе беседы он скрещивает ноги или руки, садится вполоборота — значит, он не слушает, он как бы отгораживается от информации. Если смотрит в глаза и периодически посматривает на губы – значит он увлечен разговором.
Если мужчина поправляет галстук, часто меняет позу, у него высоко подняты брови и широко раскрыты глаза – он заинтересован женщиной, с которой разговаривает.
Если он избегает взгляда, теребит пуговицы или другие мелкие детали одежды, прикрывает рот рукой, поправляет ворот рубашки – это значит, собеседник пытается что-то утаить.
Следует помнить, что все эти невербальные сигналы – среднестатистические. Психология сильного пола намного сложнее и зависит от человека и его эмоциональной наполненности.
Поведенческие особенности человека
2.2. Сравните результаты отношений Nл / Nо, полученных в столбцах «Мой идеал» и «Антиидеал». Найдите сумму этих отношений (сумма, приблизительно равная единице, говорит об объективности в оценке собственных качеств). Сделать выводы.
Задание 3. Рекомендуется сравнить результаты своих визуальных наблюдений (табл. 1) с результатами теста партнера. В случае их несовпадения следует проанализировать данные и выявить причину расхождений. При сопоставлении результатов необходимо решить, где допущена неточность: либо некорректно проведен тест (п. 2.2), либо необъективны визуальные наблюдения. Сделайте выводы.
ЗАДАНИЕ 4. О пределить уровень притязания личности, используя, моторную пробу Шварцландера.
Процедура исследования
Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора и испытуемого. Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования.
Экспериментатор должен удобно усадить испытуемого за хорошо освещенный стол, дать бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку и провести исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции и отмечая время их выполнения с помощью секундомера.
В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время.
Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных крестиков и записывает это количество в нижней большой ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество предполагаемых и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый.
Инструкция испытуемому: «Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты данной прямоугольной секции. Прежде, чем начать работу, определите, сколько квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это число в верхней большой ячейке этой прямоугольной секции. Расставляйте крестики в квадраты по сигналу. Все ли понятно? Если да, то «Начали!»
Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в следующей таблице. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной секции».
На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. После ее проведения точно так же проводят четвертую пробу.
Обработка результатов
Цель обработки результатов – получить среднюю величину целевого отклонения, на основании которого определяют уровень притязаний испытуемого. Целевое отклонение (ЦО) – это разность между количеством графических элементов (крестиков), которые испытуемый намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они отмечаются на бланке каждым испытуемым самостоятельно в графах «УП» и «УД». При этом «УП» – это число, находящееся в верхней большой ячейке той или иной прямоугольной секции, а «УД» – в нижней.
Целевое отклонение подсчитывают по формуле
ЦО=
УП2, УП3 и УП4 – величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-ой проб;
УД1 УД2, УД3 – величины уровня достижения в 1-ой, 2-ой и 3-ей пробах соответственно.
Анализ результатов
Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, е третьих, желаемый уровень самооценки личности.
В предлагаемой методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил. Исследование позволяет выявить уровень и адекватность, иначе реалистичность, притязаний испытуемого. Уровень притязаний связан с процессом целеполагания и представляет собой степень локализации цели в диапазоне трудностей. Адекватность притязаний указывает на соответствие выдвигаемых целей и возможностей человека.
Для определения уровня и адекватности притязаний можно использовать следующие стандарты.
ЦО | Уровень притязаний |
5 и более | нереалистично высокий |
3-4.99 | высокий |
1-2,99 | умеренный |
-1.49-0,99 | низкий |
-1,5 и ниже | нереалистично низкий |
Высокий реалистичный уровень притязаний человека может сочетаться у него с уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению, ответственностью, коррекцией неудач за счет собственных усилий, с наличием устойчивых жизненных планов.
Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.
Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого.
Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.
Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, к затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей.
Коррекция уровня притязаний должна быть направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня притязаний.
Вопросы для закрепления материала:
1. Поведенческие особенности человека (при заниженной самооценке)
2.Поведенческие особенности человека (при завышенной самооценке)
3. Поведенческие особенности человека (при адекватной самооценке)
4. Уровень притязаний (высокий, низкий, умеренный).
⇐ Предыдущая6Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Что нам говорят дети своими выходками?
Психология поведения ребенка основывается на трех основных принципах:
- чувство принадлежности к семейной системе;
- эмоциональная связь с родителями;
- собственная значимость.
Когда основные потребности ребенка удовлетворены (сон, еда, вода), у него возникает желание в удовлетворении эмоциональных. Ему необходимо, чтобы у него были какие-то обязанности, закрепленные только за ним. То есть то, что зависит только от него. Это повышает его самооценку. Он должен чувствовать, что вносит вклад в жизнь семьи, знать, что с его мнением считаются, что он тоже управляет событиями.
Как же помочь ребенку и удовлетворить его потребность в значимости и причастности?
Прежде всего, необходимо сформировать тесную эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками. И привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем, принятию решений.
Если возникает конфликт с ребенком, поговорить с ним, возможно, ему не хватает родительского внимания. Необходимо дать ему понять, что он очень важен и нужен.
Проводить время с ребенком хоть 20 минут в день, но оно должно быть посвящено только ему. Детям очень нравится дурачиться и играть с родителями, именно так устанавливается самая прочная эмоциональная связь. Не учить его как надо играть с теми или иными игрушками, лучше остаться безоценочными. У него должна быть сфера жизни, в которой только он один должен принимать решения. Постараться превратиться в друга, а не воспитателя.
Социальный интеллект
Социальный интеллект, отвечающий за социальную компетентность, считается базовой интеллектуальной способностью, отличной от прочих когнитивных способностей. С социальным интеллектом связано такое понятие, как эмоциональный интеллект , характеризующие способность человека оценивать эмоциональные сообщения, регулировать собственные эмоции и разумно использовать их для управления своими мыслями и действиями.
Чтобы правильно понять других людей, нужно обращать внимание на их особенности, включая внешность и невербальное поведение. Иногда информация, которую мы получаем, наблюдая за человеком, важна сама по себе, независимо от того, какие выгоды из нее могут быть сделаны. Порой, заметив что-то, мы сразу же делаем вывод, а иногда мы замечаем что-то, но понимание приходит не сразу.
Однако коммуникативные навыки не исчерпываются только невербальными посланиями. Верификатору необходимо понимать смысл вербальных сообщений – буквальный и метафорический, а также оттенки того, что читается «между строк», – и интегрировать вербальные и невербальные сигналы. Необходимо понимать также социальные контексты и роли: что допустимо и что недопустимо в конкретной социальной ситуации, как должны вести себя люди, исполняющие те или иные роли, и какие последствия влечет за собой нарушение ожиданий окружающих.
Представления о невербальных навыках могут быть использованы для того, чтобы по-новому взглянуть на давно устоявшиеся понятия. Эмпатия, раппорт, подстройка и ведение наряду с такими процессами, как социальное сравнение и управление впечатлением, могут быть рассмотрены с точки зрения контроля над точностью при отправлении или получении невербальных сигналов в социальном взаимодействии.
Наши умения отправлять и принимать невербальные сигналы формируются в процессе повседневной жизни. Мы, не отдавая себе отчета, обучаемся невербальному поведению, имитируя и моделируя поведение других людей, изменяя свои действия с учетом получаемой обратной связи, реагируя на указания и советы окружающих.
Невербальные навыки человека совершенствуются в разнообразном опыте по декодированию чувств и невербальных сигналов. Обратная связь в форме обсуждения с участниками вопроса о том, когда их суждения о невербальном поведении правильны, а когда – нет, является одним из наиболее эффективных методов совершенствования невербальных навыков.
Людьми, понимающими невербальные сигналы и имеющими хорошие навыки невербального общения, труднее манипулировать, чем теми, кто такими навыками не владеет. Если тех, кто много знает о невербальном поведении, начинают подозревать в том, что они используют свои знания «против» окружающих, очень скоро предпринимаются попытки их разоблачить или противостоять этому. Само собой разумеется, что на каждом верификаторе лежит этическая ответственность за то, чтобы не использовать свои знания во вред другим.
Поскольку верификаторы проводят много времени, наблюдая за другими – пассивно (только наблюдая) или активно (наблюдая и взаимодействуя) – так или иначе у них развиваются хорошие навыки декодирования невербальных сообщений наблюдаемых объектов.
Несомненно, невербальные сигналы – важнейший элемент наших коммуникативных усилий. Иногда они становятся самой важной частью посылаемых нами сообщений. Понимание и эффективное использование невербального поведения имеет решающее значение для достижения успеха практически во всех социальных контактах, в которые мы вступаем.
Жесты невербального общения
Зачастую индивиды произносят совсем не то, что подразумевают, а их собеседники понимают совершенно не то, что до них хотели донести. Все это происходит вследствие неумения правильно читать язык телодвижений.
Невербальные способы общения условно можно подразделить на следующие:
- экспрессивно-выразительные движения, к которым относятся мимика, положение тела, походка и жесты руками;
- тактильные движения, включающие прикосновения, похлопывания по плечу, поцелуи, рукопожатия;
- взгляд, характеризующийся частотой зрительного контакта направлением, длительностью;
- движения в пространстве, охватывающие размещение за столом, ориентацию, направление, дистанцию.
При помощи жестов можно выразить уверенность, превосходство или, наоборот, зависимость. Кроме этого, бывают замаскированные жесты и неполные барьеры. Часто в жизни субъекты могут сталкиваться с условиями, когда им не совсем комфортно, но при этом им нужно казаться уверенными. Например, во время доклада перед большой аудиторией. В этой ситуации интуитивные защитные жесты, которые выдают нервозность докладчика, индивид пытается блокировать, вследствие чего частично замещает их неполными барьерами. К таким барьерам можно отнести такое положение, при котором одна рука в спокойном состоянии находится, а другая держится за предплечье или плечо второй руки.
При помощи замаскированных жестов индивид также способен достичь необходимого уровня уверенности и спокойствия. Как известно, защитный барьер выражается в виде закрепления скрещенных рук поперек тела. Взамен этого положения многие субъекты активно используют манипуляции с различными аксессуарами, например, верчение запонок, теребление ремешка часов или браслета и т.п. При этом все равно одна рука оказывается поперек тела, что свидетельствует установке барьера.
Руки, размещенные в карманах, также могут иметь множество значений. Например, человеку может быть просто холодно или он просто сосредоточен на чем-то. Кроме этого нужно разграничивать жесты от привычки индивида. Так, к примеру, привычка раскачивать ногой или постукивание каблуком, сидя за столом, могут быть восприняты в качестве нежелания продолжать общение.
Жесты невербального общения подразделяют на следующие:
- жесты иллюстрирующего характера (указания, отмашки);
- регулирующего характера (кивки, качание головой);
- жесты-эмблемы, то есть жесты, которые заменяют слова или даже целые фразы (например, сжатые руки обозначают приветствие);
- адаптирующего характера (касания, поглаживания, теребление предметов);
- жесты-аффекторы, то есть выражающие эмоции, чувства;
- микро жесты (подергивание губ, покраснение лица).
Примеры невербального общения
- Если девушка, демонстрируя свое запястье, общается с представителем противоположного пола, она дает ему понять, что готова сблизиться с ним. А если еще красит губы яркой губной помадой, то он действительно стал объектом ее страсти.
- Существует распространенный метод налаживания контакта с новыми знакомыми: следует копировать его жесты и позы. Если собеседник скрестил руки, можно повторить это телодвижение. Данная манипуляция способствует невербальному единению. Существует целый свод таких небольших хитростей.
Чтобы уловить истинный смысл, необходимо уделить пристальное внимание положению рук и ног собеседника.
Главным образом жесты и позы подчеркивают правоту, а иной раз и противоречат сказанному.
Трудно поверить человеку со скрещенными конечностями, убеждающего другого в благих намерениях. Вряд ли он исполнит обещанное. Наверняка он использует расположение и доверие партнеров в личных интересах.
Посредством жестов и позы можно утаить часть информации от оппонентов. Несмотря на непринужденность и легкость в общении, поза дает понять, что владелец ни с кем не намерен делиться важными сведениями.
Психология женщин
Психология прекрасной половины человечества основана на нескольких обстоятельствах:
- Склад характера. Большинство женщин – сангвиники. Они активны, им свойственны перемены настроения, умеют управлять чувствами, подчиняют обстоятельства под свои желания.
- Воспитание — то, что родители заложили в маленькую девочку, определяет ее поступки и поведение.
- Опыт — если она всю свою жизнь сталкивалась с негативом, она перестает доверять людям, и становится одинокой. Ее поведение отличается от стандартного.
Психология поведения дамы определена ее отношением к мужчине. Психологи считают, что женщины обладают природной смекалкой, которая помогает им в жизни. Но свою смекалку они, прежде всего, направляют на взаимоотношения с мужчинами. Например, они стараются казаться сильными и независимыми, у них всегда есть какие-то увлечения и хобби, часто распланированное личное время и так далее.
Выражение симпатии с помощью жестов
Изучая язык тела и жестов, человек легко может понимать заинтересованность в интимных и романтических отношениях. Телодвижения женщин, привлекающих внимание мужчин, активно выражены:
- демонстрация запястий, поворачивание внутренней стороны ладоней вверх;
- встряхивание волосами, накручивание локона на палец;
- облизывание, прикусывание губ;
- прикосновение к бедрам, щиколоткам;
- направление носков обуви в сторону мужчины.
Мужчина, показывая заинтересованность в отношениях с женщиной, подсознательно старается демонстрировать лучшие качества:
- вытягивается вверх, расправляет плечи;
- постоянно поправляет галстук, манжеты и воротник рубашки;
- проводит руками по бедрам, коленям.
У представителей обоих полов заинтересованность в интимных отношениях выдает изучающий взгляд. Он скользит по фигуре привлекающего человека сверху вниз, задерживаясь на вырезе декольте и уровне бедер.
Формы поведения людей
На основе соционики и теории психоформ Деллингера были выделены формы поведения людей:
- Доминантная – это поведение лидеров, реалистов, практиков.
- Творческая — характерна людям с абстрактно-образным мышлением. Они больше полагаются на интуицию, обладают смекалкой, предчувствием, фантазией, полностью оторваны от реальности.
- Гармонизирующая форма поведения свойственна людям, которые наделены сочувствием, этикой, тонкой дипломатией.
- Нормирующая — это поведение людей логиков, способных к анализу фактов.
Обычно у людей сочетаются два типа поведения, один из которых выражен более ярко.
Научитесь распознавать ложь
Для того, чтобы чувствовать себя уверенно и комфортно в ситуации общения с разными людьми, избегать манипуляций, вам следует научиться распознавать невербальный язык общения в ситуациях, когда вас пытаются обмануть.
На какие же средства невербального общения, жесты, позы, мимику следует обратить внимание, чтобы распознать ложь?
- слишком продолжительные либо частые паузы, паузы и колебания перед началом реплики;
- ассиметрия мимики, отсутствие синхронности в работе лицевых мышц, когда выделяется несоответствие в мимике двух сторон лица;
- «застывшее» выражение лица, когда оно не меняется на протяжении 5-10 секунд, является фальшивым;
- запаздывающее выражение эмоций, когда между словом и соотносящимися с ним эмоциями возникают длительные паузы;
- «продолговатая» улыбка, когда губы оттянуты назад от зубов, создавая узкую линию губ;
- визуальный контакт неглубокий, когда глаза лжеца встречаются с глазами собеседника не более, чем третью часть всего времени беседы, при этом часто глядя в потолок и по сторонам с беспокойным выражением лица;
- подергивание любой части тела: постукивание пальцами по столу, покусывание губы, подергивание руками или ногами;
- скудная жестикуляция, которую лжец держит под контролем;
- высокий тон голоса, тяжелое дыхание;
- согнутый корпус, позы со скрещенными ногами;
- скудная мимика, слабая работа лицевых мышц;
- быстрое перемещение глаз вначале в верхний правый угол, а потом в нижний левый;
- быстрое, незаметное на первый взгляд, прикосновение к носу, потирание века;
- более яркая жестикуляция правой рукой, в сравнении с левой;
- любые преувеличения: лишние движения и жесты, неуместные эмоции;
- частое моргание глазами
Зная все тонкости приемов невербального общения вы не только сможете избежать манипулирования, но сами легко сможете научиться управлять людьми
Источники
- https://ProPanika.ru/psihologiya/kak-ponyat-cheloveka-po-povedeniyu-i-zhestam-sekrety-psihologii/
- https://blog.wikium.ru/ne-daj-sebya-obmanut-kak-ponyat-sut-cheloveka-i-raspoznat-ego-namereniya.html
- https://www.manalfa.com/lichnost/neverbalnoe-obshhenie-zhesti-pozy-mimika
- https://zen.yandex.ru/media/yznaem_vmeste/kak-chitat-cheloveka-mimika-jesty-poza-psihologiia-povedeniia-razvivaem-nabliudatelnost-5df7b0eb1ee34f00b296f03d
- https://salid.ru/journal/psihologiya-cheloveka
- https://customs.news/psihologiya/kak-opredelit-harakter-cheloveka-po-povedeniyu-i-zhestam-osobennosti-psihologii/
- https://www.klerk.ru/boss/articles/409640/
- https://BroDude.ru/10-sposobov-sudit-o-haraktere-cheloveka-po-ego-povedeniyu/
- https://www.7ya.ru/article/Kak-bolshe-uznat-o-haraktere-cheloveka-nezametno-dlya-nego/
- https://www.infoniac.ru/news/14-vernyh-sposobov-uznat-kak-chelovek-k-tebe-otnositsya-na-samom-dele.html
- https://pikacho.ru/yazyk-tela-i-zhestov/
- https://moipravila.com/otnosheniya/yazyk-tela-i-zhestov.html
- https://blog.studylie.ru/neverbalnoe-povedenie-zhesty/
- https://psihomed.com/neverbalnoe-obshhenie/
- https://mystroimmir.ru/psihologiya/zhestov-i-yazyk-tela.html
- https://nlp.nnov.ru/neverbalnoe-obshhenie-pozy-mimika-zhesty-vzglyady/