Заместитель главного врача по лечебной работе, кмн, врач-невролог, врач физической и реабилитационной медицины
Мальцева Марина Арнольдовна
Заведующий консультативным отделением — врач-невролог, специалист в области экстрапирамидных патологий, врач высшей категории
Крицкая Ольга Павловна
Врач-невролог, высшая категория
Шабунина Екатерина Михайловна
Врач-невролог, 2 категория
Инсульт — состояние, при котором происходит острое нарушение кровообращения в церебральных артериях, что в итоге приводи к стойкому снижению или утрате функций конечностей и внутренних органов, иннервируемых пораженным участком мозга. Специалисты выделяют две формы инсульта: геморрагическую и ишемическую, при этом ишемическая форма наблюдается 2,5 раза чаще, чем геморрагическая. При ишемическом инсульте происходит перекрытие (окклюзия) просвета мозговой артерии, за счет этого к нейронам перестают поступать питательные вещества. При геморрагической форме механизм развития инсульта другой, происходит разрыв артериального сосуда головного мозга с излитием крови в ткани головного мозга и их пропитывание. В результате геморрагического инсульта возможно смещение (дислокация) головного мозга с развитием тяжелых осложнений вплоть до летального исхода. Поражение левого полушария приводит к дислексии или полной утрате речевой способности. Речь после инсульта может восстанавливаться, и в большинстве случаев эффективное восстановление зависит от вовремя оказанной медицинской помощи.
Восстановление речи
Как было сказано выше, появление афазии в результате инсульта чаще всего говорит о наличии. Геморрагической формы инсульта в левой половине коры больших полушарий. Клинический Институт Мозга занимается не только нарушением речи при инсульте геморрагической формы, но и нарушением речи после ишемического инсульта. Ще раз стоит повторить — восстановление речи после инсульта наиболее эффективно при квалифицированном высокотехнологичном лечении, которое можно получить на базе Клинического Института Мозга.
Тяжелые пациенты
Мария Хлюстова отмечает, что работа ведется даже с очень тяжелыми пациентами. «Это те люди, которые не могли контактировать, у которых было нарушенное сознание и которые не могли выполнять простые инструкции. Это пациенты, у которых были большие проблемы с поражением тканей головного мозга. И это пациенты, которые находились в длительной коме», — говорит специалист.
При этом стоит понимать, что каждый человек индивидуален в своем реабилитационном потенциале. «Этот потенциал можно оценить, только начав реабилитационный процесс. У каждого человека есть свой набор качеств, это называется преморбид — то, чем человек владел до случившегося. И в зависимости от своего уровня и навыков, которые он приобрел в жизни, процесс восстановления у каждого человека происходит индивидуально. У каждого из нас разная профессия. Мы пользуемся различной лексикой. Каждый из нас работает руками или головой, занимается физическим трудом или умственным, и очень важно понимать, что человек умел раньше», — отмечает Мария Хлюстова.
Далее, говорит специалист, очень важно правильно выбрать индивидуальную программу для реабилитации. «Если говорить про речевую функцию, про службу логопедии, то здесь применяется индивидуальная программа восстановительного обучения. Очень важно помнить о том, что все начинается, конечно же, с диагностики. Мы проводим полноценную логопедическую диагностику, выявляем нарушения глотания на раннем этапе и остаточные явления нарушенного глотания, которые пациент может, кстати говоря, не замечать. При тщательном обследовании, сборе анамнеза выясняется, что пациент поперхнулся пищей жидкой консистенции, но не обращает на это внимания. У нас очень большой пласт пациентов, которые имеют нарушения глотания, поперхивания, имеют речевые нарушения, но не замечали этого раньше, не обращали на это внимания», — рассказывает специалист.
Первая помощь
Если произошел инсульт, пропала речь — это очень тревожный знак. Необходимо незамедлительно сообщить в скорую медицинскую помощь о таком случае. Речевой инсульт может быть первым проявлением обширного геморрагического инсульта и лучше будет госпитализировать такого пострадавшего в самые ранние сроки.
Клинический институт мозга Рейтинг: 2/5 — 1 голосов
Поделиться статьей в социальных сетях
Виды нарушений
Пациенты, которые восстанавливаются после нарушений мозгового кровообращения, отмечает специалист, могут иметь разные речевые нарушения. При этом такие проблемы делятся на виды. «Речевые нарушения делятся на две группы: это афазия — системный распад речевой функции и дизартрия — нарушение иннервации артикуляционного аппарата. В целом к нам поступают пациенты, которые нуждаются в улучшении возможности речевой коммуникации», — говорит Мария Хлюстова.
Статья по теме Профилактика инсульта. Врач — о способах защиты для людей из группы риска
Роль логопедов в реабилитации пациентов, пострадавших от нарушений мозгового кровообращения, переоценить сложно. И исключать их из процесса никак нельзя. «В связи с развитием науки и технологий реабилитации реабилитация не может быть нецелостной. Реабилитационный процесс един. И лечебная физкультура, и физиотерапевтические процедуры, и психологическая и нейропсихологическая помощь, и, конечно, медицинская помощь должны осуществляться вместе. Потому что головной мозг не работает отдельно, он работает целиком. При его поражении очень важно помнить, что все начинается с движения, все начинается с глубинных отделов головного мозга. Движение, лечебная физкультура являются пусковым механизмом для того, чтобы логопедическая работа шла более эффективно, чтобы восстановление пациента, восстановление его речевой функции, глотание были более эффективны», — отмечает Мария Хлюстова.
При этом специалист подчеркивает, что крайне важно, чтобы человек не просто научился говорить со специалистом по приказу, по просьбе или по инструкции, а чтобы он, приехав домой, мог общаться с родственниками. Это коммуникация, которую человек должен осуществлять в быту.
«Для этого мы работаем с пациентом так, чтобы он мог общаться, чтобы его жизнь не ухудшалась, социальная активность была достаточной. Поэтому именно мультидисциплинарный подход, который мы используем в нашем Центре, на мой взгляд, очень правильный, является одним из возможных вариантов обеспечения кратчайшей реабилитации. И речевая функция в том числе как важная часть функций головного мозга, как высшая психическая функция, которая является „зеркалом“ всех остальных функций, восстанавливалась значительно быстрее, значительно лучше и эффективнее», — говорит специалист.
Что такое тихий инсульт. Семь признаков проблемы Подробнее
Способы диагностики речевого нарушения
Диагностировать афазию, симптомы заболевания и её тип можно с помощью специально разработанных методик. Сюда входят различные тесты на определение речевых функций больного, его неврологического состояния. Для уточнения диагноза проводятся диагностические исследования: МРТ, КТ, ультразвуковая диагностика и другие методы.
Для самостоятельной диагностики афазии попросите больного рассказать о себе. Простые однозначные предложения должны насторожить. Следующим шагом может стать просьба перечислить дни недели, месяца, название времён года и т. д.
Попросите больного взрослого или ребёнка прочитать что-либо, а затем пересказать прочитанное. В качестве методики определения афазии может выступать объяснение смысла какой-либо пословицы или поговорки.
Вопросы на понимание логико-грамматических и пространственных соотношений (кто кому приходится, что за чем следует и т. д.) помогут диагностировать данное заболевание. Такие несложные тестовые задания можно применять в домашних условиях при возникновении подозрения на наличие заболевания у близких или детей.
Дальнейшее клиническое обследование в медицинском учреждении поможет подтвердить или опровергнуть диагноз. По результатам обследований и сбора анамнеза составляется план лечения пациента.
Нарушение речи у детей
Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.
Признаки задержки развития
У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:
- в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
- к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
- к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
- к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
- к девятому месяцу не произносит простые слоги;
- к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
- к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
- ко второму году жизни не может осмысленно говорить.
Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.
В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.
Диагностика патологии
Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:
- невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
- отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
- психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).
Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.
Причины нарушений
Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:
- генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
- болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
- травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
- внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).
Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.
Формы нарушений речи
У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:
- неправильная интонация;
- проблемы голосообразования;
- нечеткость произношения звуков;
- неправильное формирование темпа речи.
Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):
- тахилалия – неоправданно быстрая речь;
- брадилалия – патологически медленное произношение;
- дисфония – ухудшение голосовых качеств вследствие патологии связок;
- алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
- афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
- ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
- дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.
Терапия речевых нарушений у детей
Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии. Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.
Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.
Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.
Как вернуть речевую функцию, что делать в домашних условиях для ее развития?
Когда процесс реабилитации продолжается дома, самое главное для больного – это поддержка родственников и постепенное возвращение к привычным действиям, которые первое время могут даваться с трудом.
Логопедические упражнения для больного
- Сделайте круговое движение языком, проводя им по передней поверхности верхних и нижних зубов. Повторите 5-10 кругов по часовой стрелке, а затем против.
- Щёлкайте языком так, чтобы звук напоминал цоканье копыт. Таких щелчков нужно повторить от 10 до 20 за один подход. В течение дня таких подходов может быть до 5.
- Сверните язык трубочкой и попытайтесь высунуть его изо рта как можно дальше. Повторите это движение 5-10 раз.
- Улыбнитесь, почувствовав напряжение в мышцах лица. Зубы при этом должны быть сомкнуты, а губы слегка разжаты. Повторите 7-10 раз. Затем сомкните губы, и улыбнитесь так 5-7 раз.
- Выполняйте воздушные поцелуи, звонко причмокивая губами. Повторите 10-15 раз.
Важно! Больной должен стараться повторить как можно больше упражнений за 1 раз. Если почувствуется усталость, лучше сделать перерыв.
Практические упражнения для самостоятельного выполнения дома
Вот что делать, если у больного плохая речевая функция, как его можно «разговорить»:
- Чтение простых книг или журналов по 5-10 минут в день.
- Больной должен сделать устное описание предмета или своего дня в течение 10-15 минут.
- Чтение скороговорок в медленном темпе по 10-15 минут (переходить к этому этапу нужно, когда больной научится без проблем произносить целые фразы).
Течение реабилитации для каждого человека индивидуально, поэтому следует попросить рекомендации у логопеда, прежде чем переходить к конкретным домашним занятиям.
Классификация
Для удобства применения в практической медицине существует специальная классификация афазий, основанная на систематизации проявляемых нарушений в соответствии с утраченной функцией и поражённым участком головного мозга.
Различают следующие виды афазии:
- Эфферентная моторная афазия, проявляется при поражении зоны Брока, при этом у больного появляются артикуляционные дефекты речи или апраксия;
- Афферентная моторная афазия, развивается с поражением постцентраьной борозды. Основным нарушением при данной форме является кинетическое нарушение речи или выраженное затруднение речевой функции, связанной с формированием конкретных звуков;
- Акустико-гностическая, при поражении зоны Вернике. Характеризуется утратой фонематического слуха. Человек с данной формой перестаёт адекватно воспринимать речь собеседника;
- Акустико-мнестическая, при данной форме также поражается зона Вернике, а проявлением становится нарушение зрительного представления о предмете и потеря слуховой памяти;
- Амнестико-семантическая, при поражении задневисочных отелов головного мозга. Нарушается понимание сложных грамматических конструкций, простая речь не страдает;
- Динамическая, проявляется при поражении задних участков лобных долей. Проявляется нарушением программы высказывания, что приводит как к нарушению восприятия речи, так и нарушению её формирования.
Как другие последствия инсульта влияют на общение?
Инсульт может привести к другим проблемам, которые влияют на вашу способность нормально общаться.
Изменения эмоционального содержания общения
Инсульт иногда может вызвать незначительные изменения эмоциональных аспектов речи. Например, тон вашего голоса может казаться «плоским» или выражение лица может не измениться. Пациент может не понимать своего чувства юмора или не понимать, когда начать разговор. Эти проблемы связаны с изменениями в правом полушарии и могут быть ошибочно приняты за депрессию.
Изменения восприятия
Инсульт может ухудшить ваше зрение, а иногда и слух. Может затруднить чтение и письмо.
Усталость
Многие люди после инсульта испытывают сильную физическую и умственную усталость. Разговор требует больше усилий, чем раньше, поэтому пациенты могут быть мало разговорчивыми.
Проблемы с памятью и концентрацией
Инсульт может повлиять на вашу кратковременную память, мыслительные процессы и вашу способность концентрироваться и сосредотачиваться. Это может замедлить и затруднить общение.
Физические проблемы
Физическая слабость или паралич после инсульта могут повлиять на выражение вашего лица. Проблемы с глотанием часто возникают после инсульта и обычно связаны с дизартрией.
Изменения настроения или личности
Изменения мозга, вызванные инсультом, также могут повлиять на настроение, эмоции и личность. Это затрудняет общение.
Лечебная тактика
Сразу стоит сказать, что радикального лечения при любом виде афазии на данный момент не предусмотрено. Даже самые передовые лечебные и реабилитационные схемы не позволяют полностью скорректировать органические повреждения головного мозга, повлекшие за собой функциональную дезорганизацию работы когнитивной сферы пострадавшего.
Основное лечение направлено на устранение заболевания, повлекшего за собой развитие повреждение зоны Брока и анатомически прилежащих мозговых структур. Основа лечения – предотвращение трофических нарушений для минимизации зоны органического повреждения нервной ткани головного мозга. Для этого применяется комплексная фармакологическая терапия, которая заключается в курсовом применении препаратов с нейропротективным действием, ноотропов, а также метаболических препаратов, улучшающих нейроциркуляторную деятельность.
Помимо медикаментозного лечения обязательно проводится под контролем лабораторных показателей крови.