Пн-вс: 09:00—18:00 по предварительной записи
whatsapp telegram vkontakte email

Развитие когнитивных процессов младших школьников как субъектов образовательной среды

Огромное количество людей живут и работают в «дне сурка». Сейчас они зарабатывают деньги, но позже превратятся в старичков с прогрессирующей деменцией. Обидно, но что поделать. Ничто так не ускоряет атрофию мозга, как рутина и бессменная обстановка. Она разрушает систему внимания, ослабляет память, выводит из строя «центр удовольствия».

Есть хорошая новость: мозг пластичен и поддается тренировке. Элизабет Гоулд и Брюса МакЮэна провели несколько экспериментов с мартышками – ученые выяснили, что у животных образуются новые нейронные связи, когда те совершают несвойственные им действия. Женщины сделали заявление о том, что исследуемое явление свойственно и человеку. Преимущественно нейроны добавляются к медиальной поверхности височной доли, которая отвечает за память, называние, вкус, обоняние, синтез звуков. Также новые нейроны заметили в префронтальной и нижней теменной зоне: первая осуществляет комплексное управление мыслительной и моторной активностью, вторая формирует артикуляционные действия.

Нейроны – маленькая вселенная

Как видите, нейроны образуются в областях, затрагивающих важнейшие когнитивные функции. Именно их нужно развивать, чтобы случайно не отписать квартиру мошенникам, когда вам будет далеко за 90. Важно разработать программу тренировок, которая будет вовлекать все функции единовременно или поочередно.

Я прошлась по блогам психотерапевтов, почитала книги о пластичности мозга, вспомнила несколько упражнений с курсов скорочтения и составила подборку когнитивных упражнений. Работают ли они? Узнаем в старости. Если вы уже занимались и чувствуете качественные изменения, пишите в комментариях какие.

Поехали!

Бытовые упражнения на развитие когнитивных способностей

Эти упражнениям можно делать без отрыва от естественного хода жизни, добавляя новые, порой пикантные условия. Они тренирует ориентирование на местности, равновесие, все виды восприятия и бонусом увеличивают объем памяти.

  1. Назначьте день темноты: принимайте душ, кушайте, убирайтесь без света.
  2. Смотрите видеоролики без изображения или с изображением, но без звука.
  3. Если есть ребенок, проверьте у него домашнее задание (+1000 к выносливости).
  4. Давайте название каждому видео, которое смотрите. Обобщайте весь смысл в одном слове. Придумывайте названия магазинам и учреждениям, рядом с которыми ходите. Не повторяйтесь.
  5. Ориентируйтесь по городу без карты, выдумывайте незнакомые маршруты.

Чем являются когнитивные процессы

Ежедневно человеческому мозгу приходится обрабатывать огромное количество информации, в чём ему помогают умственные процессы.

Благодаря когнитивности мы имеем возможность познания окружающего мира.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Давайте рассмотрим на конкретном примере. Вы сидите и смотрите кино, с увлечение вникаете в суть происходящего, как вдруг слышите странный звук с улицы, похожий на взрыв. Продолжите ли вы смотреть телевизор, как ни в чём не бывало, или побежите к окну, чтобы взглянуть, что произошло? Естественно, второй вариант.

Ваш мозг моментально переключится на новую информацию с целью выяснить, не таит ли она в себе какой-то угрозы для вас. За это отвечают именно когнитивные процессы.

Благодаря гармоничным умственным процессам человек способен адекватно оценивать происходящее, правильно реагируя на него. Что позволяет в свою очередь верно адаптироваться к разным ситуациям.

Умственный процесс может быть как совместным, так и происходить самостоятельно.

Кто занимается изучением когнитивных процессов? Лингвисты, социологи, неврологи, антропологи и философы. Психология же располагает отдельной отраслью для изучения данных процессов, называемой когнитивной психологией.

Упражнения на равновесие и координацию

Упражнения на равновесие и координацию улучшают кровоснабжение всех отделов мозга. Соответственно в главный орган попадает больше кислорода, что стимулирует клеточное дыхание и замедляет процесс отмирания клеток.

  1. Встаньте прямо, вытяните руки с растопыренными пальцами. Соедините их, чтобы пальцы совпадали. Через секунду разъедините и положите руки на плечи (правая на правое, левая на левое). Снова соедините пальцы. Повторите упражнение 10–20 раз в быстром темпе и с минимумом промахов при соединении пальцев

Соедините пальцы вместе

  1. Сядьте и вытяните скрещенные в районе щиколоток ноги так, чтобы ступни касались пола. Медленно наклонитесь вперед на выдохе. Вытяните руки параллельно ногам. Вернитесь в исходное положение на вдохе. Повторяйте 4–6 раз.
  2. Лягте. Согните нижнюю ногу и поднесите к согнутому локтю руки, которая сверху. Делайте упражнение медленно, осознавая каждый миллиметр движения.
  3. Стойте прямо, но расслабленно. Поочередно наклоняйте голову в стороны и касайтесь плечей мочками ушей. Вытяните руку вперед и представьте, что держите указательный палец в сердцевине цветка с пятью лепестками. Повторяйте контуры цветка верхней частью туловища.
  4. Вспомните, как выглядят знаки peace и ок. Вытяните любую руку и попеременно показывайте сложенные из пальцев знаки. Упражняйтесь минуту. После делайте то же самое двумя руками и в очень быстром темпе. На третьем этапе добавьте звука: произносите поговорку «На меду медовик, а мне не до медовика»

Когда достигните синхронизации, выполняйте упражнение так, чтобы каждая рука показывала свой знак

Хотите получить востребованную интернет-профессию? Запишитесь на курс SMM-специалист от TexTerra.

Когнитивные нарушения и расстройства

Чем больше человек занимается интеллектуальным развитием, тем больше возникает связей между нейронами, которые тоже, в свою очередь, развиваются. Это создаёт когнитивный резерв.

Если какой-то участок головного мозга перестанет адекватно работать из-за травмы или старения, то другой возьмёт на себя ответственность (что это такое?) за выполнение важных функций.

В Гарварде провели эксперимент, где на протяжении многих лет наблюдали за 824 людьми. Они были разного уровня воспитания, социального обеспечения и интеллектуального развития.

Результат показал, что люди, которые активно развивали свои когнитивные способности, смогли и в старости логически мыслить, помнили малейшие детали, вели себя адекватно.

Когнитивные расстройства возможны по такой причине:

  1. травма;
  2. инфекционные заболевания непосредственно головного мозга (менингит);
  3. инфекционные заболевания других систем, при которых выделяются токсины и повреждаются клетки нервной системы (сифилис);
  4. онкологические образования;
  5. диабет;
  6. инсульт;
  7. психические заболевания (шизофрения);
  8. старение.

В зависимости от того, что послужило фактором возникновения дисфункции, будут разные симптомы и дефициты когнитивных способностей. Давайте рассмотрим на примере старческой и сосудистой деменции.

Деменция, которая появляется после 65 лет, называется болезнью Альцгеймера. Основным симптомом выступает развитие забывчивости. В дальнейшем прогрессирует ухудшение памяти вплоть до того, что человек может не помнить своего имени, и где живёт. Также начинаются проблемы с ориентацией в пространстве. Поэтому за такими пациентами нужен постоянный присмотр.

Нарушается речь. Человеку сложно произносить слова, повторяет их. Дальше появляются проблемы с логическим мышлением, которое также заметно при разговоре с больным. Они становятся озлобленными на всё вокруг, очень чувствительными и плаксивыми.

Сосудистая деменция развивается из-за недостаточного кровообращения в головном мозге, ишемии, инсультов. Нарушение памяти не выходят на передний план, как при Альцгеймере. Сразу заметно снижение внимания, его концентрации. Пациентам сложно выделять сходство и различия между объектами, замедленное мышление, сложно произносить слова.

Лечение прописывается только после тщательной диагностики причины. Если это последствие таких болезней, как инфекционные, онкологические, сахарного диабета, то терапия направлена на избавление или корректирование основного заболевания.

При болезни Альцгеймера выбирают ингибиторы ацетилхолинэстеразы. При сосудистых нарушениях внимание врачей направлено на улучшение кровообращения: ингибиторы фосфодиэстеразы, блокаторы кальциевых каналов, блокаторы a2-адренорецепторов.

Для того чтобы улучшить состояние интеллекта при заболеваниях, часто используют препараты с метаболическими и антиоксидантными свойствами. Экспериментами также был доказан позитивный эффект ноотропов. Но стоит помнить, что они помогают только тогда, когда есть проблема. Не улучшают когнитивные способности здоровым людям.

Упражнения на воображение

Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.

  1. Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
  2. Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).

Я мысленно дорисовала девочку. А вы?

  1. Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
  2. Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.

Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»

  1. Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?

Виды когнитивных процессов

Низшие или базовые

Ощущение и восприятие

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует. Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Процессы сложные и высшие

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку. Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана.

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.

Мышление и речь

Упражнение на развитие вкусового и обонятельного восприятия

Упражнения задействуют нижнюю часть теменной доли, а также влияют на лимбическую систему, которая регулирует эмоции, память. Так что в процессе выполнения вы получите не только новые нейроны, но и хорошее настроение.

  1. Придумайте и приготовьте блюдо, в котором содержится максимальное количество ингредиентов и которое вы не пробовали.
  2. Закажите неизвестное блюдо в кафе и угадайте составляющие: сначала по запаху, потом по вкусу. Если вам по душе жидкие состояния, закажите коктейль и повторите процедуру.
  3. Выйдите на улицу и понюхайте предметы, которые видели, но не обоняли: забор, вывеску на кафе, чайник в офисе. Соотнесите в голове запахи неживой природы с уже знакомыми запахами любого характера. После понюхайте растения, животных, птиц. Делайте это, если нет аллергии и вы уверены в безопасности взаимодействия с объектом живой природы.
  4. Дайте как можно больше определений запахов привычных вещей: лук – горький, резкий, противный и пр.
  5. Сравните запахи объектов из одной видовой группы: духи с духами, травы с травами, котов с котами. Чем они различаются? Найдите большое количество различий.

Когнитивная психология

В психотерапии существует много направлений, которые индивидуально подбираются для клиента в зависимости от его типа личности и актуальной проблемы. Одним из часто применяемых методов является когнитивно-поведенческая терапия.

Суть направления заключается в том, что причина проблемы, скорей всего, находится в самом человеке, а не в окружающем мире. В его мышлении в частности.

Поэтому психолог вместе с клиентом пытаются изучить его, узнать, на каких утверждениях построено и какой опыт лёг в основу проблемы.

Психотерапевт находит ложную установку, которая вызывает негативные чувства у человека, ощущение невозможности одолеть сложившиеся трудности. И показывает это со стороны. Объясняет, почему она неправильная, и как стоит мыслить более эффективно. Но при этом специалист не навязывает свою жизненную позицию.

Когнитивная терапия подходит для таких ситуаций:

  1. обсессивно-компульсивные расстройства;
  2. панические атаки (что это такое?);
  3. нарушение пищевого поведения (анорексия, булимия);
  4. депрессия на лёгкой стадии;
  5. прокрастинация (что это?);
  6. перфекционизм (что это такое?);
  7. трудности в отношениях;
  8. зависимость.

Автор статьи: Марина Домасенко

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

«>

Мало кто из людей среднего возраста продолжает самообразование, только учёные всё время нагружают свой мозг, потому они до самой смерти находятся в ясном уме.

Простые же люди, да ещё и без высшего образования, даже в лучшие годы не развивают свои когнитивные способности, куда уж там им в старости этим заниматься.

Когнитивные процессы – это способность человека отметить события, которые происходят, припомнить о том, что необходимо сделать или купить, выслушать собеседника, когда он хочет что-то рассказать.

Когнитивные процессы

В тексте, приведенном ниже, будет рассказано о том, какие бывают процессы когнитивного характера, какую роль они играют в человеческом учении, каким образом процессы умственного направления можно сделать лучше, и о многом другом.

Упражнения на слух

За слуховую информацию отвечают ядра восьмого нерва, расположенные на границе продолговатого мозга и моста. В них поступает информация из правого и левого уха, после чего она сравнивается и обрабатывается. Основная работа по расшифровке звука происходит в коре больших полушарий. Упражнения помогут развить скорость реакции, а также станут профилактикой возрастной глухоты.

  1. Работайте в паре. Пусть собеседник читает текст тихим монотонным голосом на расстоянии 3–4 метра от вас. Он должен останавливаться каждые три минуты: в это время пересказывайте суть прочитанного.
  2. Собеседник на том же расстоянии произносит слова наоборот. Ваша задача услышать и назвать правильно. Далее практикуйтесь с длинными фразами и абзацами.
  3. Собеседник с выражением читает стихотворение и меняет интонацию в нужных местах. Повторите в точности. Стихотворение можно читать с листа – главное интонации.
  4. Упражнение групповое: отгородитесь от друзей ширмой. Каждый их них должен походить назад и вперед. После окончания дефиле, угадайте какие шаги кому принадлежали.
  5. Смотрите видео с иностранцами и запоминайте манеру говорить, интонации и прочие характерные для нации звуковые особенности.

Я специально не даю упражнения на зрительное восприятие, так как лучше всего выбрать их на свой вкус. Для этого есть сотни приложений. Например, CogniFit с возможностью прохождения нейропсихологических тестов и персональных тренировок.

Какие науки изучают эти процессы

Наук, которые подвергают изучению когнитивные процессы в психологии, достаточно много. В этот список входят неврология, философия, социология, антропология и лингвистика. По этому вопросу написано большое количество трудов, курсовых и дипломных работ.

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Ученые из разных научных отраслей еще более пятидесяти лет назад своими исследованиями способствовали тому, что произошла революция в вопросе когнитивных исследований. Из-за этого умственные процессы стали изучаться еще более углубленно.

К сведению. В современные дни когнитивные процессы поддаются очень глобальному изучению, а те знания, которые удается добыть, с успехом применяются в маркетинге и психотерапии.

Совет

Я с семьей играю в настолку «Барамелька». Она развивает скорость реакции и логическое мышление. Принцип игры: схватить названный ведущим предмет раньше другого участника. Правда там серьезный подвох, о котором вы узнаете в процессе. Я сохраню интригу. Игру советую взрослым и детям, отличный тренажер для тренировки когнитивных функций.

Попробуйте угадать правила: это тоже развивает воображение

Улучшение когнитивных процессов

Положительный момент заключается в том, что умственные процессы могут быть улучшены, причём в любом возрасте. Воспользуйтесь следующими советами, чтобы усовершенствовать свой мозг.

Следите за здоровьем

На то, как мы чувствуем себя физически и мыслим, тесно влияют когнитивные процессы. Определённые пагубные пристрастия крайне отрицательно воздействуют на психическое здоровье, способствуют снижению производительности труда.

Сюда можно отнести нездоровое пристрастие к мобильному телефону, залипание в новостной ленте инстаграмма, отказ от здорового режима дня, вредное питание и ещё много иных факторов.

Используйте технический прогресс себе на пользу

Благо, сейчас предостаточно разнообразных способов улучшения интеллекта: интеллектуальные игры, например. Благодаря нейрообразованию мы начинаем лучше разбираться в происходящем в нашем мозгу.

Хочется упомянуть интернет-платформу КогниФит. На её сайте вы обнаружите много психологических тестов, упражнений, игр, позволяющих точно измерить и стимулировать свои когнитивные способности.

Празднование побед

Важно не просто совершенствовать себя, но и регулярно выражать себе похвалу за проделанную работу. Ежедневно фиксируйте свои маленькие и большие успехи, обязательно выражайте себе благодарность за них и продолжайте развиваться.

Займитесь развитием критического мышления

Критическое мышление – обязательная составляющая каждой взрослой и компетентной личности. Благодаря ему мы получаем возможность улучшения способности размышлять, проводить связи между мыслями, совершенствовать навыки речи, выполнять глубокий анализ происходящего и так далее.

Чтобы в полной мере проявить свой потенциал важно быть достаточно любопытным.

Очень легко развивать критическое мышление в детском возрасте. Для этого нужно задать малышу вопрос, почему человек поступил так, а не иначе, предложить вступить в спор с ребёнком с иной позицией.

Во взрослом возрасте также важно развивать критическое мышление, для этого следует всегда анализировать поступающую извне информацию на предмет реалистичности.

Читайте

Раньше уже рассказывалось о том, что чтение задействует умственные процессы в полном объёме. А ещё читая что-то интересное, мы получаем настоящее удовольствие, плюс узнаём новую информацию, расширяем свой кругозор. Чтение положительно сказывается на решении задач и улучшении навыков общения.

Занимайтесь творчеством

Рисование, создание рассказов, придумывание мелодий, написание стихов, фотография… Человеку жизненно важно иметь какое-то творческое занятие «для души». И творческие задатки есть у каждого из нас, просто не все занимаются их проявлением.

Чем полезно творчество? Оно развивает познавательные процессы, позитивно сказывается на интеллекте, улучшает концентрацию внимания, способствует нахождению нестандартных методик решения проблем, расслабляет и заставляет мозг производить гормон удовольствия и счастья – эндорфин!

Скажите «нет» многозадачности

К сожалению, в современном мире человеку часто не хватает времени на выполнение всех своих обязанностей. Тогда в голову приходит «спасительное» решение – начать делать много дел сразу, чтобы быстрее разобраться с ними. Наверняка, нет нужды объяснять, насколько мультизадачность неэффективна и даже вредна! Особенно она приносит вред детям.

Действительно, человеческий мозг – удивительная вещь. Ведь мы способны одновременно смотреть фильм, отвечать на сообщение и заниматься подготовкой рабочего отчёта. Но коварство мультизадачности заключается в том, что делая много дел сразу, мы в реальности не сделаем ни одного из них качественно. Плюс сильно измотаемся.

Психологи давно говорят о том, что чтобы полноценно наслаждаться жизнью – важно жить в настоящем моменте, не перескакивая в будущее и не возвращаясь в прошлое. Если вы испытываете трудности с концентрацией – на помощь придут различные медитативные практики.

Придерживайтесь этих рекомендаций, не переставая ежедневно совершенствовать себя!

А напоследок просмотрите тематический ролик:

Marissa

Используемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/kognitivnyj-ehto-kakoj-kognitivnye-funkcii-sposobnosti-narushenij-iskazhenij.html
  • https://srazu.pro/teoriya/kognitivnye-processy-v-psixologii.html
  • https://psychology.academic.ru/903/когнитивизм
  • https://lingvistics_dictionary.academic.ru/1504/когнитивная_деятельность
  • https://tayniymir.com/samorazvitie/kognitivnye-proczessy.html

Дооперациональная стадия (от 2 до 6 лет)

Вторая стадия в целом соответствует дошкольному возрасту (нужно учитывать, что возраст в данной теории указывается приблизительный). Она получила название дооперациональной, т.к. на этом этапе дети не понимают операций – логических манипуляций, и не умеют мыслить логически. Под операциями понимаются такие процедуры, как разделение, объединение и другие преобразования, требующие логического мышления. Другими словами, ребенок на этой стадии, особенно в ее начале, не способен пользоваться логическими категориями и операциями: классифицировать, сравнивать, оценивать, измерять и т.п.

Тем не менее, на этом этапе наблюдается очень важная особенность – дети осваивают речь и начинают активно пользоваться символическим мышлением. Т.е. они используют слова и символы для репрезентации предметов, групп предметов, образов и идей, активно пользуются воображением и символической игрой. Так, кубики могут стать подданными царства или зданиями, а руки ребенка – крыльями самолета. Такие игры и способность «притворяться» на самом деле являются важным когнитивным достижением – данная степень абстрагирования не доступна высшим приматам и другим животным.

Жан Пиаже считал, что дети на этой стадии неспособны удерживать внимание на более чем одном аспекте ситуации или характеристике, и вдобавок детская логика основана на личном опыте, а не общепринятых правилах и законах. Так, в возрасте 3-4 лет дети не в состоянии понять понятие о сохранении вещества. Принцип сохранения представляет собой понимание того, что количество вещества будет оставаться тем же, даже если изменить его форму. К примеру, если перелить воду из низкого и широкого стакана в высокий и узкий, воды в нем будет столько же. А если шар из пластилина раскатать в продолговатую колбаску, количество пластилина не изменится. Такие операции становятся доступны детям лишь на следующей стадии когнитивного развития.

Чтобы увидеть, как выглядит в жизни логика детей на раннем этапе дооперациональной стадии развития (еще не освоивших принцип сохранения массы и количества), посмотрите данное видео.

Эксперименты Пиаже Дооперациональные представления у ребенкаЭксперименты Пиаже Дооперациональные представления у ребенка

Другая отличительная черта данного этапа – это детский эгоцентризм. В данном контексте это значит, что ребенок в возрасте приблизительно до 3 лет воспринимает мир как продолжение себя, именно таким, каким он его видит, не осознавая и часто с трудом принимая точки зрения, отличающиеся от его собственной. На данной стадии для детей естественно считать, что все видят и воспринимают мир точно как же, как и они, и имеют те же чувства, мысли, предпочтения и желания.

Примерно между 3 и 5 годами жизни дети начинают осознавать, что у других людей свои точки зрения, чувства и мысли, и они воспринимают мир иначе, по-своему. Это явление получило название модели психики человека (или теории разума, по-английски theory of mind).

На смену дооперациональной приходит стадия конкретных операций, на которой дети демонстрируют большую способность к логическому мышлению. Ее, а также четвертую стадию – формальных операций, мы подробно рассмотрим в следующий раз, так же как и ценные практические соображения и рекомендации для родителей.

Ну а пока приглашаем вас на нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». Данный онлайн-тренинг будет полезен всем тем, кто желает научиться логично и последовательно рассуждать, быстро принимать эффективные решения и находить нестандартные подходы в трудных задачах.

Удачи!

Советуем также прочитать:

  • Сторителлинг
  • Генетическая психология
  • Теория когнитивного развития Пиаже
  • Когнитивное развитие. Часть 2
  • Коэффициент интеллекта: что это и как измеряется?
  • Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
  • Понятийное мышление: по ступеням познания
  • Подборка курсов для детей и родителей
  • Теории мышления
  • Когнитивная сфера личности
  • Факторы интеллектуального развития ребёнка

Ключевые слова:1Когнитивистика

Энактивизм

Похожие мысли развивают энактивисты. Основные идеи этого подхода впервые сформулировали чилийский биолог, нейрофизиолог и философ Франсиско Варела и его коллеги в книге «Воплощенный разум» в 1991 году. Одна из идей гласит, что восприятие не «случается» с нами или в нас, а мы активно воспринимаем и интерпретируем мир, одновременно достраивая его.

Вернемся к проблеме восприятия и представления. Энактивисты опираются на тезис реэнакмента: представление (mental visualization — теперь, наверное, это уже нельзя назвать представлением, потому что само слово «пред-ставлять» отсылает скорее к репрезентациям) — это репетиция или воссоздание восприятия. Этот тезис строится на предположении, что восприятие тесно связано с действием. Видеть — значит исследовать окружающий мир по определенным тропам, по которым потом воспроизводится представление.

Если метафорой для теорий репрезентаций был экран, то для телесно-ориентированных подходов — танец. Хореография взгляда во время восприятия записывается как партитура, а представление — это воспроизведение записанной хореографии по партитуре.

Чем это отличается от более ранних теорий? Энактивисты не рассматривают выводы об активности глазных яблок как пространственные маркеры, позволяющие построить внутреннюю связную картину того, что изображается. Когда мы представляем что-то, мы не воспроизводим картинку-репрезентацию — воспроизводится именно активность восприятия, модель двигательного поведения, а не картинка. При этом восприятие — это не эталон, на который ориентируется представление. Восприятие ничем не лучше представления, они просто задействуют одни и те же неявные телесные знания.

Когда глаза человека видят по отдельности разные изображения, ранняя зрительная кора мозга решает конфликт между противоречивыми данными, а сознательно человек воспринимает изображение как сплошной желтый диск. Источник

Каковы последствия?

Представление — это часть процесса восприятия. Восприятие не только ментальный процесс, в нем принимает участие всё тело. Вернее, мир и наше восприятие активно создают друг друга во взаимодействии. Если восприятие — часть одной динамичной системы со средой, то восприятие можно рассматривать еще и как культурный процесс, ведь среда бывает не только природная. Французская исследовательница Катрин Малабу в своей книге «Что нам делать с нашим мозгом?» доказывает, что мозг не машина. Он пластичен, а потому легко поддается влиянию среды. Социальная среда влияет на наш мозг, выстраивая его по своим законам. И для Малабу это имеет политические последствия.

Ссылка на основную публикацию
Похожее